You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Выставка "Сверхсовременный Данте" откроется в Москве

С 18 сентября по 17 октября 2021 г. в Государственном музее А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) проходит выставка "Сверхсовременный Данте. Иллюстрации художников разных стран 1983-2021". Она организована Итальянским институтом культуры в Москве и приурочена к 700-летию со дня смерти итальянского поэта, мыслителя, богослова, создателя великой «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Экспозиция полно и наглядно представляет последние этапы многолетней истории иллюстрации произведений Данте. Вслед за знаменитой серией Гюстава Доре многие известные художники пытались по-новому визуально представить «Божественную комедию», некоторые из них – по крайней мере, Дали, Гуттузо, Раушенберг, – добились выдающихся результатов. Настоящая выставка рождает диалог между различными художественными техниками, методами, подходами: от художников, которые работают в русле традиции (Миммо Паладино, Моника Бейснер, Том Филлипс), до тех, кто применяет цифровые технологии – самостоятельно (Эмилиано Понци) или в сочетании с карандашным рисунком (Паоло Барьбери). Зритель совершит настоящее путешествие по современной визуальной культуре – разнообразной, многогранной, богатой формальными находками, предлагающей новые способы прочтения Данте.

Девять сериграфий Тома Филлипса (1982), отобранные из ста тридцати девяти иллюстраций к великой поэме, – пример оригинального языка, в котором непосредственность поп-арта соединяется с удивительным, впечатляющим поиском выразительных средств. Совсем иные по духу иллюстрации яичной темперой, созданные Моникой Бейснер (2001) – первой женщиной, которая проиллюстрировала всю «Божественную комедию»: работы Бейснер говорят о внимании к мельчайшим деталям, художница творчески перерабатывает фигуративную традицию, восходящую к самому Джованни ди Паоло. Миммо Паладино (2020), напротив, выбирает экспериментальный, переосмысленный рисунок, стремясь нащупать архаичные корни дантовской поэмы: художник действует как «шаман» и в то же время трактует стихи Данте в русле собственной поэтики. Все названные выше художники применяют традиционную технику, зато Паоло Барбьери и Эмилиано Понци (оба иллюстрировали Данте в 2012 году) идут иным путем. Барбьери соединяет традицию и новаторство: зритель может увидеть, как карандаш, то есть исходный набросок, превращается в яркое красочное изображение, а атмосфера фэнтези рождает совершенно новую интерпретацию поэмы. Со своей стороны, Понци использует цифровую технологию, создавая сюрреальное, проникнутое тревогой простанство и прочитывая Данте в холодном, современном ключе.

Фото: Моника Бейснер. Чистилище, песнь XXX, Данте и Беатриче. Яичная темпера, бумага, 11x16,5 см