You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Картина "Мадонна делла Лоджиа" Боттичелли впервые будет представлена в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые будет представлена в России.

Показ картины во Владивостоке и в Санкт-Петербурге  станет центральным событием культурной программы V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выставочный проект, проходящий под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организован Галереями Уффици, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке и Государственным Эрмитажем совместно с компанией «МондоМостре» и при содействии фонда Росконгресс.

Благодаря инициативе Генерального партнера  доступ к шедевру Боттичелли получат также незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.

По словам Посла Италии в Москве Паскуале Терраччано, «выставка «Мадонны делла Лоджиа» Сандро Боттичелли по случаю первого участия Италии в Восточном экономическом форуме во Владивостоке – редкая возможность показать великолепное произведение итальянского Возрождения в Дальневосточном регионе. Картина будет показана сначала в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, а затем, начиная с ноября, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, совершив волнующее путешествие по всей территории страны. Тем самым речь идет об уникальном событии, имеющем важное символическое значение и отвечающее нашим намерениям распространять итальянскую культуру даже в самых отдаленных областях Российской Федерации, делая наше искусство ближе многочисленным любителям Италии по всей стране».

69262138_3251572031550327_5440851535347056640_n.jpg

Первая выставка в рамках проекта состоится 4 и 5 сентября 2019 года, когда «Мадонна делла Лоджиа» будет показана в отделении Сбербанка на площадке ВЭФ - в Дальневосточном Федеральном университете. Затем, с 8 сентября по 6 ноября 2019 года, её можно будет увидеть в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Впервые на Дальнем Востоке будет представлена картина из собрания итальянского музея.

С 17 ноября «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».

«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Боттичелли. Стоя перед арками лоджии, которая и дала название картине, Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Гликофилуса» (греч. Glykophilousa – «сладко любящая» или «сладкое лобзание»; в русской традиции чаще «Елеуса» – «Умиление»). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

В ранних работах Сандро, в частности, в картине, о которой идет речь, ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его. Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, бо́льшая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма – еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.

Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам» (итал. “colmi da camera”). Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 годы из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.

Ранние работы Сандро совпадают по времени с усилением власти во Флоренции семьи банкиров Медичи. Окончательное утверждение гегемонии Медичи и распространение меценатства Козимо Старшего и Лоренцо Великолепного исторически совпадают с наивысшим расцветом флорентийской школы. Боттичелли, знаменитый художник этой эпохи, в наши дни превратился в один их символов Возрождения: его жизнь и творчество в полной мере отражают исторические события и пути развития флорентийской культуры и общества от апогея могущества и славы династии Медичи до республики Савонаролы.

Как еще раз подчеркнул директор Галерей Уффици Айке Шмидт, «богатство флорентийского семейства Медичи было заложено в начале Кватроченто при основателе рода Джованни ди Аверардо, по прозвищу Биччи (1360 – 1428). Его сын Козимо Старший (1389 – 1464) сумел увеличить и упрочить семейное состояние, создав широкую сеть банковских филиалов и наладив торговые связи, охватившие всю Европу. Такое исключительное материальное благополучие, совпавшее с интересом к искусству и наукам и отношением к денежным средствам как инструменту прогресса и общественного долга, стало одним из главных толчков к зарождению коллекционирования и конкуренции среди меценатов во Флоренции 15-ого века».

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой.